Россия – один из мировых лидеров в области изучения и освоения космоса, — безусловно, имеет все возможности для более интенсивного исследования и использования ресурсов ближнего космоса с перспективой создания принципиально новых экономических возможностей. Мы уже можем это делать на базе собственных технологий и совместных международных разработок.
Эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко обратил внимание на то обстоятельство, что Президент прямо связал успешное развитие государства с раскрытием потенциала российской космической отрасли. Концептуально глава государства акцентировал внимание на нескольких слагаемых успеха.
Во-первых, — это привлечение частного бизнеса и использование его потенциала в вопросах интенсификации серийного производства и вывода на околоземную орбиту отечественных космических аппаратов. Увеличение орбитальной спутниковой группировки позволит получать такие сервисы, которые откроют путь к более эффективному экологическому контролю, управлению климатом, развитию территорий, в том числе через модернизацию транспортной логистики. Такие задачи невозможно решить без радикального снижения стоимости запусков космических объектов на орбиту. Должна быть создана инфраструктура запусков на серийной основе. При этом, если мы хотим ускориться на пути от инноваций до массового производства, необходимо обеспечить доступ частных технологических компаний ко всей инфраструктуре, задействованной в процессах разработки, выпуска и тестирования спутников.
Во-вторых, очевидно, что инвесторы не придут просто так. Бизнесу нужна гарантированная и по возможности быстрая окупаемость вложений. Для этого необходимо формировать долгосрочный заказ на космические услуги с фиксацией самих услуг в госпрограммах с дифференциацией планов развития инфраструктуры на региональном и отраслевом уровнях. Государство будет понимать, какие услуги берет на себя бизнес, а предприниматели смогут видеть, какие именно продукты (информация, связь, различные сервисы) им потребуются в конкретный момент времени и на перспективу.
В-третьих, нужна конкурентная среда. именно рыночные механизмы, с реальными возможностями частных компаний бороться за госзаказ в космической сфере. Пока этого нет. Бизнесу сложно конкурировать с госструктурами, получающими услуги и продукты «Роскосмоса» на безвозмездной основе. Практику нужно менять: переводить предоставление услуг «Роскосмоса» на платную основу для всех. При этом появится возможность направлять получаемые средства на развитие космических технологий.
И, еще, безусловно, экспорт российских космических технологий. Такая возможность открылась на фоне активизации азиатских, африканских и латиноамериканских рынков. Там региональные государства нацелены на развитие и готовы покупать технологии. И на уровне межгосударственных объединений ШОС, БРИКС, СНГ и ЕврАзэс просматривается готовность наших партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству в вопросах развития космических отраслей.
Сейчас у нас работает очень перспективный и хорошо скоординированный национальный проект «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и перспективу до 2036 года». При условии соблюдения его концептуальной основы и четкого следования графику программных мероприятий, успех в развитии космической отрасли — этой традиционно удачной для России сферы приложения усилий, — гарантирован.