ЕГЭ по литературе для выпускников 2025 года уже дополняется новыми требованиями.
Федеральный институт педагогических измерений представил проекты контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена на 2025 год. Одной из самых обсуждаемых тем стали корректировки в перечне авторов и произведений, а также изменения в формате заданий на ЕГЭ по литературе.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – одним из наиболее заметных изменений стало исключение из перечня авторов произведений, знания которых будут проверяться на экзамене. В список, ранее включавший таких авторов, как Генрих Белль, Габриэль Гарсия Маркес, Джордж Оруэлл, Умберто Эко и Франц Кафка, добавлены новые имена. Теперь же в число проверяемых произведений вошли Леонид Андреев, Николай Островский и митрополит Тихон Шевкунов.
В версии ЕГЭ-2025 из перечня авторов исчезли:
Василий Аксёнов (автор романа «Звездный билет»);
Георгий Владимов (автор романа «Генерал и его армия»);
Василий Гроссман (автор романа «Жизнь и судьба»);
Владимир Маканин (автор рассказа «Кавказский пленный» и повести «Верный Руслан»);
Виктор Пелевин (автор романа «Жизнь насекомых»);
Варлам Шаламов (автор «Колымских рассказов»);
Евгений Гришковец (автор пьесы «Как я съел собаку»);
Ксения Драгунская (автор детского сборника «Целоваться запрещено»);
Поэты Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Давид Самойлов, Ольга Седакова;
Харпер Ли (автор романа «Убить пересмешника»);
Генрих Бёлль (автор рассказа «Путник, когда ты придешь в Спа…»);
Франц Кафка (автор романа «Процесс»);
Джордж Оруэлл (автор романа «1984»);
Олдос Хаксли (автор романа «О дивный новый мир»);
Габриэль Гарсия Маркес (автор рассказа «Очень старый человек с большими крыльями»);
Ульф Старк (автор повестей «Беглецы», «Чудаки и зануды», «Маленькая повесть о любви»);
Уильям Сомерсет Моэм (автор сборника «Луна и грош. Театр»);
Герхарт Гауптман (автор пьесы «Перед восходом солнца»).
Среди новых произведений и авторов:
Николай Чернышенко (роман «Что делать»);
Митрополит Тихон («Гибель империи. Российский урок»);
Леонид Андреев (рассказы и повести);
Сергей Есенин (поэма «Черный человек»);
Евгений Замятин (роман «Мы»);
Николай Островский (роман «Как закалялась сталь»);
Владимир Набоков (рассказы, повести, романы);
Александр Твардовский (поэма «По праву памяти»).
Изменения также затронули содержание экзаменационных заданий по литературе. В частности, школьникам предстоит сравнивать произведения, фрагменты которых будут приведены в заданиях, с текстами XVIII – начала XIX века. При этом сняты хронологические ограничения при выборе стихотворений для анализа, а расширен перечень художественных средств и приемов, которые необходимо учитывать. Кроме того, появились задания с дискуссионным характером, что потребует от экзаменуемых не только анализа текста, но и умения выстраивать аргументированную позицию.
Разработчики особое внимание уделили новым критериям оценки развёрнутых ответов. Изменения в этом аспекте должны устранить возможность споров и апелляций, сделав процесс проверки более прозрачным и объективным. Также введён новый критерий «соблюдения этических норм», при котором экзаменуемые могут потерять баллы за использование экстремистских материалов или выражений, а также за пропаганду нетрадиционных и антигосударственных идей.
Сейчас в вузах России представлено около 1 тысячи программ, где нужен ЕГЭ по литературе. Ректоры ведущих российских вузов неоднократно обсуждали совершенствование ЕГЭ. Так, например, по их мнению, подход к проведению ЕГЭ, особенно по гуманитарным предметам, нуждается в доработке.